Какой краской красить радиаторы отопления? Виды красок по металлу и их характеристики
Главной функцией радиаторов отопления является сохранение тепла в доме или квартире. Эта обязательная часть коммуникаций не всегда имеет эстетичный вид и вписывается в интерьер. Если это старые чугунные батареи, то в силу их длительной службы поверхность покрытия теряет свой изначальный вид: появляются трещины, отслаивается краска, в поры попадает пыль. Новые батареи обычно имеют белый цвет, но что делать, если он не подходит к выбранной цветовой гамме свежего ремонта?
В том и другом случае вопрос решить поможет покраска радиаторов отопления. Эта процедура не только преобразит внешний вид теплоносителя, но и защитит его от коррозии. Следует помнить, что не все краски подойдут для батарей. Какой краской красить радиаторы отопления и как не потеряться в многообразии составов для металла, попробуем разобраться в данной статье.
Какие батареи можно окрашивать
Говоря о покраске радиаторов отопления, сразу хочется логично предположить, что в покраске нуждаются батареи, подверженные коррозии, – стальные и чугунные. Старые чугунные элементы зачастую неплохо справляются со своей функцией. Если такие батареи находятся в хорошем техническом состоянии, то с помощью покраски можно продлить срок их службы, не тратясь на новый отопительный прибор. Краска для чугунных батарей подходит практически любая, требования к ней такие же, как и к любым краскам по металлу.
При покраске стальных батарей следует учитывать их конструкцию. Данный прибор представляет собой трубу, на которую нанизаны стальные пластины. Покраска этих пластин снижает их теплопроводность, а до центральной трубы и вовсе не добраться с помощью любой кисти для покраски радиаторов отопления. Часто такие батареи защищены декоративным экраном, вот его-то можно смело красить специальными красками.
Можно ли красить алюминиевые радиаторы отопления? Алюминиевые и биметаллические конструкции красят чаще из эстетических соображений. Редко в магазине можно встретить цветные батареи - как правило представлены они в одном белом цвете. Чтобы отопительный прибор органично вписался в интерьер, иногда необходимо его перекрасить. Покраска таких батарей отличается от чугунных, так как придется использовать специальную грунтовку. Такие радиаторы имеют порошковое покрытие, которое наносится на заводе-изготовителе по специальной технологии и подвергается термообработке при высоких температурах. Если целостность заводского покрытия не нарушена, то покраска таких батарей возможна, но не обещает быть надежной. При попадании даже небольшого количества воздуха под покрытие краска начнет отслаиваться. Прибор не подлежит покраске, если заводское покрытие повреждено.
Можно ли красить батареи при включенном отоплении
Однозначный ответ – нет. При процедуре окрашивания любая краска будет быстро высыхать, образовывая неровности и потеки. Таким образом, такой покраской не добиться какой-либо эстетики. Также при нагреве краска может пузыриться и ложиться неравномерно, оставляя пространство для попадания воздуха под слои краски. При таких условиях срок службы покрытия значительно снижается. Когда лучше красить батареи отопления? Однозначно в конце отопительного сезона, когда конструкцию можно снять для равномерной покраски.
Критерии выбора краски
Прежде чем ответить на вопрос о том, какой краской красить радиаторы отопления, следует помнить, что далеко не все составы подходят для нанесения на теплоносители в силу условий их эксплуатации. Очень часто на банках уже стоит пометка о том, что краска подходит для батарей, но если таковой нет, то следует обратить внимание на такую характеристику, как термостойкость.
На какие параметры еще следует обратить внимание при выборе термостойкой краски по металлу:
- Устойчивость к высоким температурам (до 80-90 градусов), при этом краска при нагреве не должна терять свои эстетические свойства и выделять неприятного запаха.
- Хорошая адгезия. Краска должна иметь плотное сцепление с поверхностью, чтобы под воздействием высоких температур она не начала отслаиваться.
- Антикоррозийные свойства. Специальные вещества должна содержать краска для чугунных батарей, а также радиаторов из стали.
- Стойкий к выгоранию цвет. Тоже очень важный параметр, так как некачественная краска может в скором времени пожелтеть и придется перекрашивать радиаторы заново.
- Влагостойкость. Часто батареи отопления используют для сушки белья. В таком случае краска должна быть устойчива к влаге.
- Экологичность. При нагревании краска не должна выделять токсичных веществ. При любом состоянии батареи от нее не должно исходить никакого запаха.
Если вы не знаете, какой краской покрасить батареи отопления, то все эти критерии необходимо учитывать в комплексе, тогда выбор будет верным, а результат вас порадует.
Непригодные и рекомендуемые краски для радиаторов отопления
Еще в прошлом столетии на вопрос о том, какой краской красить радиаторы отопления, ответ был ограничен масляными и алюминиевыми составами. Никто и не задумывался о недостатках таких красителей. А их было предостаточно. Во-первых, эти краски имели резкий запах, который не выветривался довольно длительное время. Во-вторых, стойкость такого покрытия была недолговечной, поэтому приходилось наносить слой за слоем, чтобы сохранить эстетичный вид отопительного прибора. При этом значительно снижалась его теплопроводность. Немного позже появилась пентафталевая эмаль, которая имела все те же недостатки.
Сейчас же не существует ограниченности выбора краски для теплоносителей. Наоборот, широкий ассортимент на рынке лакокрасочных изделий вводит потребителей в замешательство. Поэтому, прежде чем решить, какой краской красить радиаторы отопления, желательно изучить все достоинства и недостатки определенных покрытий.
Итак, составы, которые не рекомендуются к покраске теплоносителей:
- краски на водной основе для внутренних работ;
- масляные, алюминиевые и пентафталевые краски;
- нитроцеллюлозные составы.
Все эти продукты имеют один недостаток, который делает их непригодными для окрашивания батарей, - отсутствие термостойкости (температура их эксплуатации ограничена 60 градусами). Водоэмульсионная краска для радиаторов отопления не подходит еще и потому, что такое покрытие не отличается влаго- и износостойкостью. Проводить влажную уборку и сушить на батарее вещи с таким покрытием вряд ли получится.
К термостойким краскам по металлу, рекомендуемым для радиаторов отопления, относятся:
- алкидная краска;
- акриловая;
- алюминиевая на основе термостойкого лака;
- силиконоалюминиевая.
Рассмотрим данные составы подробнее.
Алкидная краска для батарей
По инструкции производителей, такая краска выдерживает температуру до 150 градусов. Этого с лихвой достаточно для того, чтобы покрытие выдерживало даже самый большой нагрев батарей. Так что преимуществом алкидных красок является отличная термостойкость. Если вы не знаете, чем красить батареи центрального отопления, можно смело выбирать алкидные составы.
Также такое покрытие достаточно устойчиво и имеет антикоррозийные свойства, что, несомненно, продлит срок службы теплоносителя. При покраске покрытие ровно ложится на поверхность, не образуя потеков и полос. Подходит для любых интерьеров, так как имеет широкую цветовую палитру.
Также у состава имеется ряд недостатков:
- при нагреве краска, особенно белая, быстро желтеет, но при этом не теряет своих свойств, поэтому избежать данных последствий можно, выбрав более темные тона покрытия;
- до полного высыхания выделяет неприятный запах, поэтому нужно заранее позаботиться о хорошей вентиляции комнаты, хотя бы в первые сутки;
- при нагреве первое время могут появляться токсичные испарения, так как в состав входят растворители.
Акриловая эмаль для батарей
Можно ли красить радиаторы отопления акриловой краской? Температура использования таких красок достигает 80 градусов. Несмотря на более низкий показатель по сравнению с алкидными смесями, этого тоже достаточно для нормальной эксплуатации.
Акриловая краска имеет хорошую влагостойкость, что обеспечивает долговечное, устойчивое к коррозии покрытие. К главному преимуществу такого состава относится отсутствие запаха при покраске. Не понадобится покидать квартиру на длительное время и оставлять открытыми окна. Сохнет покрытие очень быстро, уже через час состав схватывается и не оставляет липкого слоя.
Акриловая эмаль представлена только в белом цвете, но богатую цветовую палитру можно получить при добавлении колера на водной основе. Белый цвет покрытия остается белым длительное время, при нагревании он не желтеет.
При покраске акриловой эмалью следует помнить, что подготовительный этап становится очень важным, так как иначе все неровности будет видно.
Алюминиевая краска на основе термостойкого лака
Верхний предел эксплуатации такой краски - 200 градусов. В ее состав входят термостойкий лак и алюминиевая пудра. Обладает антикоррозийными свойствами, устойчива к атмосферным изменениям.
До полного высыхания должно пройти не менее 16 часов, также выделяет неприятный запах, поэтому чаще используется в производственных помещениях. Окрашиваемая поверхность приобретает серебристый цвет.
Силиконоалюминиевая краска
В основе таких смесей - силиконовая смола. Такие покрытия очень устойчивы, но в то же время пластичны, что позволяет подстраиваться под изменения нагреваемого металла. Нагрев возможен до 500 градусов.
Такой состав обладает отличной адгезией, поэтому можно обойтись без грунтовки окрашиваемой поверхности.
К недостаткам можно отнести высокую стоимость состава и необходимость хорошей вентиляции при покраске, так как краситель имеет резкий запах.
Необходимые инструменты
Для того чтобы покрасить радиатор отопления, понадобятся:
- натуральные кисти (прямая и изогнутая длинная);
- наждачная бумага или металлическая щетка;
- болгарка с насадкой;
- шпатель;
- смывка для краски;
- грунтовка для металла;
- краска;
- средства индивидуальной защиты (сменная одежда, респиратор, перчатки, очки);
- ненужные тряпки;
- укрывной материал.
Расход краски
Если окрашиваются современные радиаторы с гладкой лицевой поверхностью, то узнать требуемый объем краски не составит труда. Достаточно вычислить площадь поверхности и соотнести подсчеты с информацией на этикетке товара. Обычно производители указывают расход краски при условии нанесения на гладкую поверхность.
С чугунными же батареями все намного сложнее. Самостоятельно посчитать расход будет очень проблематично, но существуют специальные онлайн-калькуляторы для расчета требуемого объема краски. Создатели таких калькуляторов уже рассчитали примерную площадь секции чугунной батареи в зависимости от модели. Далее необходимо уточнить, из скольких секций состоит теплоноситель. Если вместе с ним подлежат окрашиванию еще и трубы подачи тепла, это тоже можно учесть в калькуляторе при расчете. Также можно выбрать тип краски, от этого может довольно существенно зависеть ее расход. Наконец, калькулятор просит уточнить количество слоев нанесения краски. Обычно достаточно двух.
После того как все данные будут введены, остается лишь нажать кнопку «рассчитать». Следует знать, что калькулятор уже закладывает в расчет необходимый запас в 10 % и результат показывает в килограммах, а не в литрах. Но не стоит переживать - производители лакокрасочных изделий обычно указывают эту информацию на банке.
Подготовка к покраске
Не только выбор краски дает гарантию ровного и долговечного покрытия, но и правильная подготовка радиатора отопления к покраске дает больше гарантий, что вам не придется в скором времени его перекрашивать.
Для чего нужна подготовка радиатора к покраске? Во-первых, на ровную очищенную поверхность краска ляжет более равномерно. Во-вторых, перед покраской необходимо избавиться от всех дефектов старого покрытия. В-третьих, покрытию необходимо обеспечить высокую адгезию. При выполнении всех этих условий лакокрасочное покрытие прослужит намного дольше.
Со временем при наличии нескольких слоев краски теплоотдача радиатора отопления значительно снижается, вот почему перед покраской необходимо удалить старое покрытие. Но не все батареи нуждаются в предварительной обработке. Целостность предыдущего покрытия алюминиевых и биметаллических радиаторов нарушать не стоит, так как оно имеет защитную функцию.
Итак, что включает в себя этап подготовки радиатора к покраске? Прежде всего с поверхности необходимо удалить пыль и жировые отложения. Предпочтительнее провести влажную уборку с использованием жирорасщепляющих средств. Далее потребуется зачистка облупившейся краски и ржавчины. Данный процесс можно осуществить тремя способами:
- Ручной. Краска и ржавчина удаляются металлической щеткой, такой способ удобен, если очаги дефектного покрытия небольшие.
- Механический. Очистка поверхности производится болгаркой с зачистным кругом. При использовании данного инструмента необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить верхний слой металла. Таким способом лучше зачищать покрытие, на котором выявлены дефекты, всю поверхность очищать от старой краски не рекомендуется.
- Химический. Используется специальная смывка для краски. Раствор наносится на всю поверхность, через некоторое время краска размягчается и удаляется шпателем, болгаркой либо металлической щеткой. Стоит помнить о том, что если сами радиаторы устойчивы к химикатам, то используемые в приборах уплотнители могут утратить свои функции и дать течь.
После очистки батареи необходимо ее загрунтовать. Грунтовки следует выбирать специальные - для металла с защитной от коррозии функцией. После высыхания можно приступать непосредственно к покраске.
Как правильно красить батареи отопления своими руками
Итак, поверхность тщательно подготовлена и прогрунтована, теперь можно приступить непосредственно к покраске. Как красить радиаторы отопления в квартире? Перед покраской конструкцию лучше снять, так появится возможность равномерно покрасить ее со всех сторон. Делать это необходимо тогда, когда отопительный сезон закончен. Если возникла очень острая необходимость покрасить прибор в разгар сезона, то теплоноситель нужно отключить, перекрыв вентили подачи тепла, и подождать его остывания хотя бы до 30 градусов. Если батарею отключить не представляется возможным, от покраски следует отказаться.
Необходимо обеспечить хорошую вентиляцию помещения и надеть средства индивидуальной защиты. Для работы потребуются две кисти: одна широкая, вторая узкая с длинной изогнутой ручкой, чтобы при необходимости можно было достать до сложных участков батареи.
Красить толстым слоем не стоит, лучше нанести еще один слой краски: так поверхность будет ровной и без потеков. Но не стоит увлекаться, так как каждый последующий слой снижает теплопроводность батареи. Прежде чем нанести новый слой, следует дождаться полного высыхания предыдущего. Пренебрегать этими правилами не стоит, так как это приводит не только к утрате эстетических свойств прибора, но и к сокращению срока его службы.
Начинать покраску следует с внутренних деталей, внешнюю поверхность окрашивают сверху вниз, чтобы подобрать кистью при надобности случайные капли краски и потеки.
Итак, после нанесения первого слоя нужно дождаться полного его высыхания. Он должен быть тонким и покрывать всю поверхность радиатора. Затем следует проверить поверхность на наличие неровностей и потеков, удалить их мелкозернистой наждачной бумагой, нанести второй слой, который закроет все погрешности первого.
Декоративная покраска радиаторов отопления
Если вы задумались о том, в какой цвет красить батареи отопления, то не упустите возможности проявить фантазию. Чаще всего отопительный прибор пытаются органично вписать в существующий интерьер, замаскировав под цвет стен. Но яркий акцент на радиаторе отопления станет интересным и смелым решением в дизайне любого помещения.
Таким акцентом может стать художественная роспись батарей с помощью акриловых красок или применение техники декупаж. Вариантов тематики для украшения радиаторов множество: цветочные и геометрические узоры, пейзажи и мультипликационные герои, декор под какой-либо предмет (камин, полка, пианино и даже чемодан).
Довольно популярна техника омбре. Плавный переход от светлых оттенков к темным одной и той же цветовой гаммы может быть расположен с одной стороны к противоположной, либо сверху вниз.
Модной тенденцией являются батареи в стиле ретро с узорной лепниной. Такие теплоносители красивы, покрытия их долговечны, но стоят они недешево. Поэтому, приложив усилия, можно задекорировать радиатор самостоятельно с помощью самозатвердевающей массы. Затем окрасить его золотой, медной или серебряной краской с применением патины и лака.
Итак, чтобы покрасить радиатор отопления, не обязательно быть профессиональным маляром, достаточно следовать рекомендациям и аккуратно выполнять все работы. Какой краской покрасить батареи отопления, мы рассмотрели в данной статье.
Старая чугунная батарея после покраски может выглядеть не хуже новой, а при соблюдении определенных условий ее покрытие прослужит еще долгие годы. Покраска отопительных приборов не только носит декоративный характер, но и способна защитить их от внешних воздействий, продлевая срок эксплуатации.